Основные программные мероприятия

I. Развитие инфраструктуры интеллектуальной собственности

Среди основных инфраструктурных мероприятий Программой предусмотрено создание в 2014 году на базе Татарстанского ЦНТИ Центра интеллектуальной собственности Республики Татарстан. Центр интеллектуальной собственности – это интегрированный комплекс охраны и управления интеллектуальной собственностью, который объединит следующие функциональные направления:

  мониторинг достижения запланированных индикаторов, подготовка ежегодного доклада «О состоянии и перспективах развития интеллектуальной собственности в Республике Татарстан»;

  электронная обработка и подача заявочных документов в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) на регистрацию объектов интеллектуальной собственности от заявителей Республики Татарстан;

  охрана, оценка и учет результатов интеллектуальной деятельности (РИД);

  управление правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе, полученные с участием средств бюджета Республики Татарстан;

  патентно-информационные, консультационные и юридические услуги; и др.

Для укрепления отраслевой и региональной инфраструктуры системы интеллектуальной собственности предусмотрено создание и развитие патентно-лицензионных служб на предприятиях и в организациях, значение которых было утрачено в 1990-е годы. Более того, повышение эффективности функционирования механизма передачи новых наукоемких технологий в реальный сектор экономики невозможно без создания центров трансфера технологий в вузах, учреждениях научного сектора.

На развитие патентно-лицензионной деятельности и трансфера технологий начиная с 2014 года предполагается выделение средств из бюджета Республики Татарстан на условиях софинансирования с инновационно-активными предприятиями и организациями.

Одним из значимых решений Правительства Республики Татарстан по стимулированию научно-технической деятельности является создание в 2013 году Фонда научной, научно-технической и инновационной деятельности Республики Татарстан, который на грантовой основе будет направлять средства в приоритетные для региона проекты. Работа Фонда позволит организовать гибкий и эффективный процесс финансирования НИОКР и поддержки инновационных проектов с участием средств самих предприятий республики.

Кроме этого, немаловажное значение Правительство Российской Федерации придает разработке и внедрению программ инновационного развития предприятий. Так, Правительственной комиссией Российской Федерации по высоким технологиям и инновациям с 2010 года уже проводится работа по стимулированию инновационного развития крупнейших компаний с государственным участием. Результатом реализации программ инновационного развития стало значительное увеличение расходов компаний на НИОКР и инновационное развитие в целом, расширение взаимодействия с вузами, инновационными институтами развития, технологическими платформами, а также активизация деятельности по повышению производительности труда, увеличению энергоэффективности производства и развитию экспорта. В Республике Татарстан  разработка программ инновационного развития предприятий предусмотрена в 2013 году с включением в эти программы специализированных разделов по управлению интеллектуальной собственностью.


II. Обеспечение эффективной правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности

Это направление предусматривает в 2013 году разработку и принятие постановления Кабинета Министров Республики Татарстан о закреплении прав на результаты научно-технической деятельности, полученные при проведении НИОКР за счет средств бюджета Республики Татарстан, и распоряжение ими. Данный нормативный правовой акт позволит определить интересы и полномочия предприятий и организаций, авторов, органов государственной и муниципальной властей, участвующих в процессе управления интеллектуальной собственностью. Органам исполнительной власти Республики Татарстан и организациям, выступающим от имени Республики Татарстан государственными заказчиками НИОКР необходимо  будет предусматривать в государственных контрактах условие о закреплении исключительных прав на РИД. Кроме этого, будет предусмотрена возможность передачи прав на РИД от неэффективного собственника к эффективному. В государственных контрактах должны будут  предусматриваться  расходы на проведение патентных и маркетинговых исследований, а также расходы по обеспечению правовой охраны результатов научно-технической деятельности.

Программой также предусматривается развитие системы патентования РИД заявителями Республики Татарстан в Российской Федерации и за рубежом. Начиная с 2014 года, планируется  соответствующее выделение средств бюджета Республики Татарстан на условиях софинансирования с инновационно-активными предприятиями и организациями на проведение патентных исследований и патентование в Российской Федерации и за рубежом.

III. Подготовка и переподготовка кадров

Наличие эффективного менеджмента интеллектуальной собственности на всех уровнях управления экономическими процессами является одним из ключевых условий создания базы инновационного развития и обеспечения конкурентоспособности как отдельных предприятий, так и республики в целом.

Это направление, пожалуй, является одним из главных. Нужен товар, нужно производство этого товара. Для создания интеллектуального товара нужна не только армия специалистов по интеллектуальной собственности – патентных поверенных, патентоведов, изобретателей, оценщиков, аудиторов, экспертов, судей, адвокатов и других юристов, специализирующихся в сфере интеллектуальной собственности, но нужны и технические университеты, кафедры, лаборатории, научно-исследовательские и академические институты, технические колледжи и лицеи, а также промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Нужна целая группа специалистов-созидателей – ученых, преподавателей, инженерно-технических работников, лаборантов.

В связи с этим в 2013 году должна быть выстроена система подготовки высококвалифицированных специалистов на основе профессионального и дополнительного профессионального образования. Кроме этого, планируется организовать подготовку и переподготовку кадров, в том числе на основе бизнес-миссий и стажировок по обмену опытом специалистов в сфере управления интеллектуальной собственностью. Для этого программой предусмотрено соответствующее финансирование. Обучение планируется организовать, начиная с 2014 года, на условиях софинансирования с инновационно активными предприятиями и организациями. 

Для подготовки специалистов на основе высшего профессионального образования планируется включить в образовательные программы вузов и их филиалов, действующих на территории Республики Татарстан, обязательной учебной дисциплины «Управление интеллектуальной собственностью».

В качестве инструмента государственной поддержки при формировании среды квалифицированных специалистов в Татарстане также действует Программа Правительства Республики Татарстан «Алгарыш» на подготовку, переподготовку и стажировку граждан.

В целом, результаты реализации Программы позволят в 2013 – 2015 годах сформулировать политику Республики Татарстан в области управления научно-технической деятельностью и управления правами на РИД, сформировать республиканскую организационно-функциональную структуру управления правами на РИД, создать основы правовой и методической базы Республики Татарстан по эффективному управлению правами на РИД.